Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Что такое артикуляционная гимнастика и что она даст вашему малышу? Нужно ли заниматься артикуляционной  гимнастикой? Как и какие делать упражнения? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

 

 Артикуляционная гимнастика

Что же это такое? Это упражнения для тренировки органов артикуляции (языка, нижней челюсти и губ). Эти упражнения необходимы для того, чтобы ваш ребенок правильно произносил звуки. То есть для развития речи.

Мы все с вами знаем, что есть звуки, которые детям произносить сложно.   Это (с), (з), (ш), (ж), (л) и, конечно (р). Чтобы их произносить правильно, губы и язык у деток  должны быть сильными и гибкими, легко переходить от одного движения к другому. Этому и учит артикуляционная гимнастика.

   Итак, что дадут эти занятия вашему ребенку?

1)      Ребенок со сложными нарушениями произношения звуков быстрее исправляет эти речевые дефекты, когда с ним начинает заниматься логопед, потому что его мышцы уже подготовлены.

2)      Если вовремя начать заниматься артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами научатся чисто и правильно говорить без помощи логопеда.

3)      Если ребенок говорит правильно, но вяло , то эти занятия помогут ему приобрести четкость произношения.

4)    Эти упражнения нужны  не только детям для правильного развития речи, но помогут и взрослым говорить красиво, чисто и четко.

Когда моя дочка ходила в детский сад, то там с детками регулярно занимались логопеды. И результат был виден налицо. Некоторые звуки ставились быстро, другие – дольше. Дети тоже разные, кто-то быстро начинал говорить правильно, а кому-то требовалось много времени, но в итоге все дети, даже самые тяжелые научились говорить чисто и красиво. А какая радость была у дочки, когда она научилась говорить звук «р». Первое время она говорила его постоянно и везде. Этот звук поставили благодаря артикуляционным упражнениям. Детям очень нравилось заниматься.

Десять лет назад практически не было литературы по артикуляционной гимнастике и развитию речи, и логопеды объясняли нам родителям, как надо дома заниматься с детьми. Дальше вы сможете прочитать о том, как самим дома можно выполнять гимнастику и описание упражнений.

 Как проводить артикуляционную гимнастику?

- сначала познакомьте малыша с упражнениями, обязательно покажите их сами, пусть он их повторит 2-3 раза.

- за одно занятие желательно выполнять не более 3 упражнений.

- очень удобно использовать картинки или игрушки, соответствующие названию упражнения ( например, если упражнение называется «лошадка», то покажите картинку с изображением лошадки или игрушку-лошадку.

- в первое время упражнения нужно выполнять медленно, перед зеркалом, потому что ребенку нужен зрительный контроль. Когда он будет все выполнять правильно, зеркало можно убрать.

- потом темп можно увеличить и выполнять их под счет.

- заниматься лучше  2 раза в день по 5-8 минут.

- если  3-4 года, то главное, чтобы он правильно делал основные движения.

- в 4-5 лет  движения должны быть все более  плавными, но в тоже время четкими.

- в 6-7 лет ребенок делает упражнения в быстром темпе и держит положение языка некоторое время.

- если вы замечаете, что язычок у малыша дрожит, напряжен и не может удерживаться в нужном положении даже короткое время, то нужно обязательно обратиться к логопеду.

 Упражнения артикуляционной гимнастики

БЕГЕМОТИК

«Давай откроем ротик как  бегемотик!»

Открыть очень широко рот и в таком положении его удерживать до счета «пять». Закрыть рот. Повторить 3 раза.

ЛЯГУШКА

«А как квакает лягушка? Ква-ква. А как она улыбается?»

Улыбнуться и показать сомкнутые зубки. Удерживать это положение до счета «пять»-«десять». Закрыть рот. Повторить 3 раза.

ЛОШАДКА

«Давай покажем, как лошадка цокает копытцами!»

Улыбнуться.  Рот открыть широко, энергично и громко щелкать язычком. Нужно стараться, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

СЛОН

артикуляционная_ гимнастика_artikulycionay_gimnastika

«Покажи, какой у слона хобот»

Рот закрыт. Губы вытянуть вперед и держать до счета «пять»-«десять».

ЗМЕЯ

« Давай изобразим змею»

Улыбнуться, открыть рот. Язычок высунуть, а потом спрятать.

РАСЧЕСКА

«Ты умеешь причесываться? Твой язычок тоже умеет. Давай покажем, как он причесывается»

Улыбнуться. Зубками прикусить язык. Теперь «протаскиваем» язык вперед-назад между зубами, как будто  мы его причесываем.

ЧАСИКИ

«Как у нас работают часики?»

Улыбнуться и открыть рот. Двигать язычком то к правому углу рта, то к левому. Повторяем 5-10 раз.

ШАРИКИ

«Ты умеешь надувать шарики? Покажи, как их надо надувать»

Надуваем одну щеку, потом сдуваем. Надуваем другую щеку, потом сдуваем. Повторяем 4 раза.

КАЧЕЛИ

«Ты любишь качаться на качели? Язычок тоже любит. Давай его покачаем!»

Улыбнуться и открыть рот.

«Раз» – нужно опустить кончик языка за нижние зубки.

«Два» – поднимаем язык за верхние зубки. Повторяем 4 раза.

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики у малыша  никак не получается какое-то движение, то ему можно помочь чайной ложечкой или своим чистым пальцем.

ЗАМЕСИМ ТЕСТО

« Ты помогаешь маме замешивать тесто для пирогов и блинов? Язычок тоже умеет месить тесто и скалкой его раскатывать»

Покусываем язык зубами – та – та – та – та,

пошлепаем язык губами – пя – пя – пя – пя,

закусываем язык и «протаскиваем» его с усилием вперед-назад между зубами.

БЛИНЧИК

« Так, тесто мы замесили, а теперь давай испечем блинчик!»

Улыбнуться и открыть рот. Широкий язык ложим на нижнюю губу и держим, не двигая  до счета «пять»-«десять».

СЛАДКОЕ ВАРЕНЬЕ

Облизываем языком верхнюю и нижнюю губы по кругу. Сначала делаем в одну сторону, потом в другую.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

«Варенье поели, а теперь нужно почистить зубки, чтобы они были чистыми»

Октрываем  рот и кончиком язычка «чистим» за верхними зубами до счета «шесть», затем за нижними зубами (следим за тем,  чтобы рот был широко открыт )

МАЛЯР

«Ты знаешь, кто такой маляр? Давай покажем, как маляр красит стены»

Улыбнуться и открыть рот. Язычок поднимаем вверх и кончиком медленно водим по нёбу вперед-назад до счета «восемь».

ДЯТЕЛ

«Дятел сидит на дереве и стучит своим клювом. Как он это делает?»

Улыбнуться и открыть рот. Кончиком язычка сильно ударяем по бугоркам за верхними зубками и говорим звук «д – д – д…» .Сначала делаем медленно, а потом все быстрее и быстрее. Работает только кончик языка.

Теперь постучим по-другому «Д – дд, Д – дд…»

КОМАРИК

«Как звенит комарик?»

Открываем широко рот. Кончик язычка упираем в бугорки за верхними зубками и говорим звук «дззз». Стараемся произносить плавно, протяжно, а не отрывисто 10-15 секунд. Язычком нажимаем сильно на бугорки, потому что комар злой.

ЗАВЕДЕМ МОТОРЧИК

«А как работает мотор у машины? Ну-ка покажи!»

Улыбнуться и открыть рот. Кончиком язычка сильно ударяем по бугоркам за верхними зубками и говорим звук «дын – дын – дын…». Сначала делаем медленно, а потом все быстрее и быстрее. Делаем  10-15 секунд.

 

Этими основными упражнениями вы можете сами дома заниматься со своим малышом.

Моей младшей дочке 2,5 года и мы с ней делаем простые упражнения. Она делает их с удовольствием. Артикуляционная гимнастика понравится вашему ребенку и не займет много времени.

Удачи вам!

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

No related posts.

Написать ответ

Добавить комментарий